Система образования в Черноголовке
Система образования городского округа Черноголовка представлена десятью образовательными учреждениями разных типов и видов. ( На одно образовательное учреждение меньше, чем в прошлом 2007-2008 учебном году Черноголовская детская школа искусств им. профессора
Е.Макуренковой с июля 2008 года перешла в подчинение Министерства культуры Московской области).

Дошкольные учреждения – 4, учреждений дополнительного образования – 2, средние общеобразовательных школ – 3,
Охват детей дошкольным образованием в 2008 г. составил 95% от общей численности детского населения в возрасте от 1,5 до 7 лет. Коэффициент охвата начальным общим, основным общим и полным средним образованием за последние пять лет снижается. Сдерживающим фактором развития сети образовательных учреждений
являются демографические особенности округа. Каждый год мы продолжаем терять от 30 до 40 потенциальных учащихся. Но определенный рост рождаемости на сегодняшний день обнадеживает.

Как правило, это дети из неблагополучных семей, где отсутствует контроль со стороны родителей. Показатели доли выбывших из МОУ учащихся практически соответствуют среднеобластным показателям. Но это не означает, что в вопросах сохранности контингента обучающихся все проблемы решены. Несмотря на большую профилактическую работу по предупреждению безнадзорности и отсева из школ, наблюдается отчисление из школ учащихся 10-х классов по причине неуспеваемости и перевода на обучение в учреждения начального профессионального образования без общего образования из числа учащихся 5–9-х классов.

Показатель всеобуча учитывается при распределении стимулирующей части зарплаты руководителей.
Функционирование и развитие школы как важного общественного института невозможно без стабильного ресурсного обеспечения: финансового, материально-технического и кадрового. Основная проблема образовательной системы не только в недостаточности ресурсного обеспечения. Главное – устаревшие способы организации образования. Это и является одной из главных целей комплексной программы модернизации образования, к реализации которой наш округ приступил с 2007 года.

Как бы ни росло наше финансовое благополучие – по-прежнему залог нашего успеха в кадрах. В наших образовательных учреждениях работают – 278 работников, 216 работников в ДОУ и 108 работников в ДЮСШ и центре дополнительного образования «Импульс». Одной из характеристик кадрового обеспечения является старение его работников. Средний возраст учителя в нашем городском округе – 50 лет. С одной стороны, это благо. Годы шлифуют мастерство. Опытные педагоги обеспечивают стабильность качества обучения. Этому поколению мы обязаны сохранением системы образования в трудное перестроечное время.

В скором времени должна претерпеть серьезные изменения содержательная часть работы по повышению квалификации и система методического обеспечения. Ждем отдачи от победителей национального проекта среди педагогов. В этом году лауреатами президентского гранта стала, учитель математики МОУ СОШ № 82 Туманова И.П., в 2007 – учитель математики этой же школы - Васильева Н.В. Губернаторскую премию получила в 2007 году Калугина Н.Б. – учитель математики МОУ СОШ № 75, в 2008 году учитель математики этой же школы – Карелин К.С.

Принципиальное изменение претерпит и система аттестации педагогических кадров. Требования к учителю при прохождении этой процедуры будут на уровне требований, предъявляемых к учителям – участникам национального проекта.
Наращивание ресурсного обеспечения системы образования, изменения, происходившие и происходящие в нашей отрасли, направлены в первую очередь на создание необходимых условий и обеспечение доступного и качественного образования всем детям района вне зависимости от степени их развития и от места проживания. За последние три года мы стали оперировать и реализовывать на практике ЕГЭ (в новом учебном году экзамены в форме ЕГЭ пойдут в штатном режиме).
В городском округе успешно работает такая форма обучения, как обучение на дому. Это очень дорогостоящее благо для детей и их родителей. Всего в 2008 году 53 ребенка обучаются индивидуально на дому по специальным программам, из них семеро детей – инвалиды.

С прошлого года в МОУ СОШ «Веста» введено семейное образование и двое детей обучаются в этой форме.
Изменения, которые внесены за прошлый учебный год. Во-первых, конечно, это введение института общественных управляющих советов, которые наделены официальными юридическими полномочиями по соуправлению школой. Такие же советы должны быть созданы во всех типах и видах учреждений. К сожалению, они работают бесплатно.
И еще очень острая проблема, от решения которой нам не уйти, - это реструктуризация Макаровской основной школы. Здесь возможны разные варианты. При подготовке тарификаций школами сделано выравнивание нагрузки учителей. Особое внимание обращено на комплектование классов. Участие в КПМО ставит перед нами серьезные и ответственные задачи. Выполнить их наш профессиональный долг. Долг перед воспитанниками и их родителями, всем обществом.